Сайт Светланы Филоненко
РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ
Случаи из практики психолога Светланы Филоненко
Как родительские установки влияют на вашу жизнь?

В этом посте я хочу раскрыть тему как родители в процессе воспитания, общения наносят вред своему ребенку посредством определенных фраз, установок.
Установкой называют программу поведения, которая заложена у человека в подсознании. Человек зачастую не осознает это или все-таки прослеживает взаимосвязь заложенных еще в детстве установок посредством анализа тех событий, которые происходят в его жизни с ним. Он задается вопросом, успешен он или нет, и если нет, то почему, что ему мешает, почему его пугает новое или почему он живет от зарплаты до зарплаты, почему он часто упускает шансы, прокрастинирует и т.п.
Также установки формируются в зависимости от того, что мы видим чаще всего, например, манеру поведения значимых для нас людей, их отношение к деньгам, работе, ответственности. При этом задействована не только самооценка, но и оценка окружающих людей.
Родительские установки могут быть как ограничивающими, так и мотивирующими.
Например, ограничения по деньгам.
«У меня нет печатного станка для денег, что я их тебе, печатаю?», «…деньги даются с трудом», «выше головы не прыгнешь». Часто родители или иные родственники употребляют пословицы, но мозг ребенка их воспринимает через свою призму, а не то, что хотели этим сказать родители «Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся», «Трудно деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить», «Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля» последняя поговорка особенно если ребенку тяжело давалась учеба и родители высказывались об его умственных способностях несет в последствии за собой даже уже не установку, а сложившееся убеждение. Значимые для него люди сказали, что он не наделен умом (дебил, дурак), а значит денег у него не будет, ему они будут сложно даваться. Он может быть только «пастухом», кто не помнит такой фразы от родителей? Не будешь хорошо учиться, будешь коровам (свиньям) хвосты крутить. Вот таким образом родители закладывают у своих детей не только отношение к деньгам, успеху, к себе, своим способностям, но и к тому какие у него будут отношения с противоположным полом и с друзьями. За то, чтобы их любили отдадут последнюю рубаху. Какие у вас есть с детства установки?

Родительские предписания, установки, убеждения.

Как я уже писала в разных постах – то, что в голове, то и в жизни. Можно еще сказать, что не реальность определяет убеждения, а убеждения формируют реальность. Система наших убеждений создает нашу жизнь. Мы творцы своей жизни.

Эффект когнитивных искажений

Ошибки мышления (ограничивающие установки) формируют представления человека о себе и о мире.
Пример: представьте себе человека у которого есть убеждение, что большие деньги возможно получить только обманным, нечестным путем, через мошенничество, благодаря связям и т.п. и рано или поздно он прогорит или его он сядет. И вот он встречается с однокурсниками и узнает, что один из его однокурсников достиг большого успеха, стал знаменит и богат благодаря своему упорству, труду и талантам. А другой удачно женился на деньгах, потом его уличили на измене и мошенничестве. Он все потерял.
И вот ошибки восприятия. Как вы думаете чьей истории он поверит или чья история больше отзовется на его эмоциональном плане? Больше шансов, что именно вторая история больше с резонирует с его убеждениями. Тем самым он продемонстрирует одно из когнитивных искажений – склонность к подтверждению своей точки зрения. Или тенденцию человека искать информацию, которая согласуется с его точкой зрения, убеждением или гипотезой.
Убеждения часто не имеют ничего общего с реальностью. И вместо того, чтобы облегчать нашу жизнь и защищать нас от разочарования и боли, они делают нас менее счастливыми.
Давайте рассмотрим достаточно распространенный запрет на радость и счастье: причины внутреннего запрета.
Бывало ли у вас, что стоит вам только чему-то сильно обрадоваться, как вдруг вы начинали испытывать необъяснимое чувство страха и тревоги? Даже на уровне тела могло быть спазмирование, вжатие головы в плечи, напряжение мышц шеи и плеч.
А теперь вспомните, как часто вы слышали в детстве, следующее:
«Не смейся, а то потом будешь плакать!»
«Не радуйся раньше времени!»
«За счастье нужно платить!» и т.п.

Помните, эти фразы в своём детстве?

Какие чувства вы при этом испытывали, когда их слышали и где это чувство было в теле? Что начинало происходить с вами? Чем чаще вы слышали эти фразы от близкого вам человека в зависимости от которого вы были и при этом испытывали неприятные эмоции, тем больше вероятность того, что это перерастет в запрет. Так как испытывать радость не безопасно. А потом в процессе жизни этот человек встречается с другой формулировкой «За счастье надо платить» и круг замыкается, идет наслоение, связка одного с другим. И перед человеком вырастает уже огромное препятствие, ограждающее его от этих приятный эмоций.
Эти родительские предписания, установки можно убрать. Самое лучшее проработать это с психологом, так как могут вскрыться болезненные травмы. Я могу вам написать примерный перечень вопросов при работе с образом в данном случаи установки. Посмотрим образ этой установки. Где в теле вы ее ощущаете? Что это? Высадите этот образ на стул и рассмотрите его, поисследуйте. Его фактура, цвет, запах и т.п. Что хорошего он делает для вас? Какова его цель? Чей он, этот образ? Сколько ему лет? (Ответ на этот вопрос даст понимание, когда это произошло). Что он хочет вам сказать? Какие чувства он вызывает у вас? Что думает этот образ о вас? Что чувствует к вам? Что в нем ваше? И другие вопросы возникающие в процессе работы. Допустим на вопрос чей он, выясняется, что этот образ мамин. Соответственно мы ставим еще один стул, там будет образ мамы, не сама мама. С которым предстоит работать. В процессе всей работы мы выходим на разрешение этой установки и ее отдачи маме. Очень важный момент, осознание, что эти убеждения, это результат чужого опыта, воспитания, и индивидуальных особенностей, они не имеют к вам совершенно никакого отношения! Это продукт чужой жизнедеятельности!
Есть разные установки, родительские предписания.
«Не взрослей». «Не будь ребенком». «Не будь успешным». «Не живи». И т.д. В следующих постах я кратко их изложу.

Продолжаем тему родительских предписаний, посланий, указаний.

Мы выделяем передаваемые родителями детям патологические сообщения, которые, при условии принятия их ребенком, он в них поверил. Эти сообщения могут привести к постоянным проблемам в его жизни. Предписания - это сообщения, то, что они хотят донести от родительского эго-состояния их внутреннего ребенка, передаваемые ими вследствие обстоятельств, которые были для них болезненными, когда-то их травмирующими: несчастия, беспокойства, гнев, растерянность, тайные желания и часто нереализованные. Эти сообщения в глазах ребенка могут выглядеть как иррациональные, однако для передающего родителя они абсолютно рациональны.
Не всегда дети получают их от своих родителей, часто это любые значимые для ребенка люди (педагоги, родственники, врачи и т.п.).
Предписание «Не делай».
Это предписание передается часто боящимися родителями. Которые находятся в состоянии страха за ребенка, они не позволяют ребенку совершать многие обычные поступки: "Не ходи рядом со ступеньками (малышам); не лазай по деревьям; не прыгай, не бегай, упадешь и расшибешься, ударишься; не убегай, потеряешься; не трогай плиту, гантели, бьющиеся предметы, нож поранишься и т.д." Это предписание передается в тех случаях, когда имеет место гиперопека. Взрослый, получивший в детстве такое предписание, часто сомневается в своих силах, возможностях, он не верит в себя, боится что-либо начинать, пробовать что-то новое. Ведь его родители в детстве в него не верили. Они не верили, что он сможет, что у него получится, и всеми силами убеждала его в этом. А также это вселило в него убеждение мир опасен, познавать этот мир опасно.
Иногда родитель сам – психотик, неврастеник или имеет фобии или сверхосторожен после какого-либо значимого для себя события, которое нанесло его психике травму. По мере взросления ребенка его родители волнуются по любому поводу. В отношении действий, которых хочет совершить их чадо можно услышать следующие: "Но, может, это надо еще разочек обдумать". И ребенок начинает не верить, что сможет совершить что-либо правильное, хорошее, полезное и безопасное, не знает, что же ему делать, и начинает искать тех, кто по его мнению может подсказать правильное решение или сделает все за него. Такой ребенок впоследствии будет иметь большие трудности при принятии решений.
Встречались ли вы в своей жизни сданным предписанием?

Продолжение следует...

© Светлана Филоненко. Фотографии и тексты сайта принадлежат автору.
Не используйте их в коммерческих целях.
Made on
Tilda