Сайт Светланы Филоненко
МЫ ЖДЕМ ПЕРЕМЕН!
Блог клинического психолога Светланы Филоненко
МЫ ЖДЕМ ПЕРЕМЕН!

В песне Виктора Цоя звучали слова «Мы ждем перемен», но так ли это на самом деле? И каких перемен ждут людские сердца? Чаще всего я встречаю в работе со своими клиентами при исследовании образа, (кто во мне хочет перемен, сколько ему лет, как выглядит, какое у него выражение лица, что он чувствует, каких перемен он хочет и что стоит между ним и образом перемен), я встречаю сопротивление. Когда возникает сопротивление, я спрашиваю, как выглядит ваше сопротивление и если бы образ сопротивления мог бы говорить, то что он бы сказал?
Образ сопротивления возникает разный, у кого автодорожный знак кирпич, у других педаль тормоза или ручной тормоз, бывает, что образ конкретного человека возникает, встречается образ пропасти. Некоторые говорят, что возникает дикий страх, ведь может исчезнуть прошлое, то что привычно, знакомо. Как страх потерять часть себя.
Если говорить, о том, что сказал бы образ, то чаще всего слышу слова «Дайте мне гарантии, мне нужны гарантии, что я получу то, что я хочу, что не будет провала, что мне - эти перемены понравятся, что никто не будет против. Одна клиентка сказала, «баба Яга против», я спрашиваю, а кто эта Баба Яга? И слышу в ответ – свекровь. Свекровь была против чтобы я после декрета вышла на работу».

Каждый из нас мог встречаться с внутренним нежеланием перемен, и оно могло выражаться в виде легкого зависания, торможения, а у других в виде стойкого сопротивления и кучей весомых, по их мнению, аргументов. В США данная проблема изучалась более 25 лет и выяснилось, что на каждом уровне нового мышления человек преодолевает ограничения предыдущего уровня. Исследования показало, что каждое качественное продвижение вперед усиливает способности видеть не только внутренний и внешний мир, но и действовать более эффективно. Но также было обнаружено, что многие, выйдя из юношеского возраста, уже не развивают, новые уровни мышления, а если и свершаю действия в этом направлении, то на минимальный уровень. Многие не хотят саморазвиваться, а ведь это напрямую влияет на позитивные перемены в жизни. Но при этом они хотят перемен, создается патовая ситуация. «Хочу перемен, но ничего не хочу для этого делать, а если и делаю, то чаще всего выбираю не те действия».

И в дальнейшем изучении данного вопроса было открыто, то, что было в последствии названо «иммунитет перемен» или «неприятие перемен». Эта та внутренняя сила, которая была до поры скрыта от ученых. И эта сила весьма активно и эффективно удерживает от любых изменений, так как стремиться сохранить внутреннее восприятие мира, картину субъективного мира, которая свойственна именно данной личности. Часто эта картина отличается от реального мира и при каждом несоответствии с внутренним миром идет конфликт, неприятие, сопротивление, эмоциональное реагирование.
Например, в одном случае неприятие перемен было через непринятие себя нового, так как человек это новое свое «Я», не знает, а старое боится потерять, страх потери себя и значимого, привычного и где им уже отработаны защитные механизмы, копинг стратегии, а в новом ничего этого нет. И есть большая разница между самой идеей, целью, мечтой и личной способностью предпринимать активные и правильные действия к ее осуществлению. И даже, когда перемены связаны со здоровьем, например, изменить образ жизни, отказаться от вредных привычек, чтобы сохранить жизнь, не каждый идет на эти действия, хотя казалось, бы - где логика? Неужели вредные привычки сильнее желания жить? Или возможно под толщей воды в нижней части айсберга есть негативная установка в отношении жизни?

В своей практике я такое встречала. Родительское послание «Не живи» сработало именно таким образом и неосознанно человек исполнял родительское предписание. И это не всегда вопрос волевой регуляции, а невозможность пойти против значимой персоны из страха быть отвергнутым. Базовая потребность в принадлежности в данном случает. Это послание дается родителями на бессознательном уровне и в свою очередь бессознательно принимается ребенком.

Значимые взрослые употребляют следующие выражения: «Не мешай» (это значит тебя слишком много и должно стать меньше, а раз меньше то это послание «не живи», отстань, чтоб тебе провалится, если бы не ты, то я бы…, исчезни с глаз моих, когда ты рождался, лучше бы я тебя… и т.д. Так, что вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд. Создается некая «вилка» патовая ситуация. И именно с помощью психолога, можно не только это вскрыть, но и исцелить.
Ну и просто бывает, что между тем, чего мы очень сильно хотим и тем, как этого добиться лежит огромная пропасть. И часто человек попросту не осознает, где и какие перемены необходимы. Например, гнев является той эмоцией, которая подсказывает, что в жизни есть, то, что требует своего осмысления и преобразования. Но в место этого человек предпочитает этого не замечать, а эмоционально реагировать тем способом, который привычен для данной личности, так называемые поведенческие паттерны, эмоциональные реакции.

А между тем, у нас много ежедневных вызовов, а значит и много возможностей. И остается только принять вызов, брать эту возможность и своими правильными действиями строить свою прекрасную жизнь. Выявить чужие правила в своей системе, как инородные нерабочие драйвера из-за которых ваша здоровая природная программа сбоила и вернуть себе базовые, ваши настройки, которые позволяют всему вашему организму, телу, мозгу, душе пребывать не только в гармонии внутри вашего мира и внешнего, но и созидать, быть ресурсным, видеть все возможности и использовать их во благо.

Быть осознанным, то есть в сознании. В подсознании все наши привычки, паттерны, там много энергии и наше сознательное часто именно оттуда черпает дополнительную энергию, можно сказать берет в долг. Но чем осознанней человек, тем больше действий из сознания. И больше воплощения, достижения желаемого, а из подсознания – это как автопилот, привычно, знакомо, та самая заезжая колея из которой человек жаждет выбраться. Отключайте автопилот и берите штурвал в свои руки и управляйте своей жизнью осознанно, каждый день. Но здесь у многих возникает сопротивление, страх. Как если бы им сказали, внедрили программу, «рожденный ползать, летать не может», «рожденный в неволе, не знает, что значит быть свободным и что можно иначе», что за выставленными рамками, шаблонами, границами уже не рабочих и чужих убежденческих прутьев клетки, есть целый мир, чистое лазурное небо с теплым, ярким живым солнцем.

Часто клеткой является контроль, гиперконтроль и человек не осознает, что он в плену у этой клетки, контроля. Он контролирует свою клетку. И пытается поймать других, кого назначил значимыми и посадить их вместе с собой, чтобы никуда не исчезли, на короткий поводок. Так легче контролировать и так ему кажется, что ему более спокойнее, но это не так. Там создалось дикое напряжение. Кажется, что вибрирует и сам воздух. Тревожность с привкусом металла. Металл в данном случае образ жесткой чаще родительской установки. «Куда ты там пошел? Я тебе пойду. А ну, сядь и слушай, что тебе говорит мама. Молоко еще на губах не обсохло, чтобы говорить, что ты там думаешь. Думает он, чем там думать. И нечего злиться, злиться он. Пойдешь, когда я разрешу».
Конечно, многие из нас слышали примерно это и о какой самостоятельности, успешности, мы с вами можем рассуждать, если человек, который слышал подобное даже не осознает, что находится в жестких тисках уже, давно отзвучавших, но прочно сидящих в теле родительских колючих слов. Колючая родительская любовь, а в душе еле теплевшая почти незаметная надежда внутреннего ребенка, которому по-прежнему важно все то, что связано с родительской, теплой, созидательной любовью, и он ждет, как и тогда в детстве - «перемен, ждут наши сердца…».
Перемены нам сложно даются так как есть некий суммарный опыт. Который по привычке люди записывают со знаком минус, а надо в плюс, так как, во-первых, любой опыт — это полезное приобретение, а это уже иной уровень мышление, позитивный и нацеленный на перспективу, а вытекающее из первого во-вторых – как назовешь, то и получишь, «как корабль назовешь, так и поплывешь».

Как вы себя называете, какими словами после прохождения вами жизненного урока? Вы кто? Для чего вам это надо? Что вы благодаря этому получаете? Чьим голосом это сказано? Кому это выгодно? Вы за себя играете или против? С кем вы играет против себя? Как эта игра называется? Или как эта сказка называется? Какой сюжет? Кто вы в этой сказке? Полезным будут задать себе вопрос и о месте. Есть ли у вас ваше место? Ваша личная территория? Если бы мы каждого человека образно называли «планетой», то возникает вопрос. Вы владеете своей планетой или ее захватили? Кто пользуется ресурсами вашей планеты? Кто захватчик? Что забрали? Что-то осталось на вашей планете? Каков потенциал вашей планеты сейчас? Чем на вашей планете владеете вы? А чем захватчик? Чем это вам выгодно? А у захватчика своя планета есть? Её не может не быть, она есть у каждого по праву рождения. И поэтому важный вопрос право на владение вашей планетой у кого? Как выглядят ваши права, образ? Можете ли вы забрать свои права? Если, да, то заберите. Если нет, то что мешает вам их забрать, образ? Чем выгодно, что права не у вас? Все имеют права, по праву рождения. Это право неотделимое, неотчуждаемое, Божественное право и Конституционное. Это помогает человеку забрать свои права, если есть сопротивление или запрет. Если вы забрали права, то что вы чувствуете? Можете ли вы выгнать захватчика со своей планеты? Скажите ему, у тебя есть своя планета, и ты имеешь право вернуться на нее или забрать ее себе, если ее кто-то захватил. Там, на своей планете, в своем субъективном мире твои правила, а у меня на моей планете, в моем мире мои. И я имею на них право. Пропишите свои правила.

Конечно, с каждым отдельно взятым человеком своя особенность проведения терапии, так как можно встретится в процессе работы и с виной, стыдом, завышенными требованиями, перфекционизмом, а значит и с внутренним критиком и гиперконтролем. Вас ожидает увлекательное путешествие по исследованию вашего внутреннего мира и его обитателей. Сейчас нейрофизиологи пришли к мнению, что мозг нейропластичен, и они признают его феноменальную способность приспосабливаться к окружающей среде на протяжении всей жизни. Тогда как ранее считалось, что это происходит до 20 лет.
Давайте проверим вашу готовность к переменам.

Заполните таблицу по предоставленному примеру:

Какие перемены вы действительно хотите?

На что вы готовы пойти, чтобы избежать перемен? Что вы делаете и не делаете (ваши действия и поступки, которые противоречат вашим целям)?

Хочу быть более гибким в своих реакциях, особенно в части распределения новых ролей и ответственности на работе и дома

Очень часто я посылаю людям вербально и не вербально сигналы, чтобы они во всем руководствовались исключительно моим мнением.

Я слишком часто высказываю поспешно свое мнение, даже тогда, когда меня не спрашивали.

Хочу быть более восприимчивым к новым идеям. И делегированию полномочий.

Я часто прохладно реагирую на новые идеи. Пускаю на самотек, а потом если меня кто-то спрашивает «когда», я начинаю давить на людей, чтобы они закрыли эту тему.

Хочу сбросить лишние килограммы перед отпуском

Нахожу тысячу причин, почему я сейчас не могу пойти в спортзал, в основном – это много работы. Не хочу отказываться от хлеба и сладкого, до проявления агрессии в отношении того, кто начинает говорить о диете. Ищу повод разозлиться, чтобы была веская, по моему мнению, причина сорваться с диеты. Обвиняю других в том, что нет времени на спорт.

Сформулируйте свои скрытые предрасположенности, в данном примере – это нижеследующие:
Я хочу, чтобы все делалось, по-моему.
Я хочу ощущать, что влияю на все, что происходит дома и на работе.
Я хочу влиять на свое тело, чтобы оно было таким как я хочу.
Я хочу гордиться своим контролем и видеть отпечаток себя во всем.
Я хочу ощущать себе всемогущим человеком, лучше все знающих свое дело, решающим любую проблему и все контролирующим
Можно сделать и через расстановку. На первом стуле вы тот, кто хочет перемен, на втором сама перемена, например, ваши новые качества, привычки, новый вы, на третьем – это те действия, которые вас приведут к переменам и нам необходимо посмотреть, что стоит между всеми ими. Есть ли сопротивление. Необходимо посидеть на всех стульях и прочувствовать как вам в образе того, кто хочет перемен, на стуле действий и как вы себя ощущаете в новом качестве. Как вы, кто хочет перемен смотрит на действия и себя нового? Что чувствуете? Что хотите сделать? Как новый вы относится к вам прошлому и наоборот. Когда вы в новом, с этой позиции как вы смотрите на выбранные вами действия и чувства, которые вы испытывали, находясь на этом стуле? Что вы можете сказать себе, прошлой версии себя, до перемен? Если вы увидите образ сопротивления, то надо его проработать. Как выглядит образ сопротивления? Как по вашему мнению сколько ему лет? И в зависимости от того, что вы увидели и будут выбраны методы работы. Если это - забор или стена, то это говорит об воображаемых или родительских ограничениях, запретах на чувства и действия. Запрет на контакт с теми, кто находится за забором, стеной. Если это - железные предметы, которые при вопросе, а где они в теле чувствуются и человек говорит, что в голове, то это нам говорит об жестких родительских установках, с помощью которых родители хотели управлять ребенком.
Все в этом мире меняется, просто у всего свои исторические и природные циклы, и мы не все перемены застаем. И мы тоже меняемся каждый день, просто не все процессы мы можем наблюдать, о некоторых мы просто знаем благодаря науке, а какие-то мы запускаем сами. Но противостоять переменам бессмысленно и невозможно. Все изменчиво и наши отношения, могут становится хуже или лучше, до просмотра фильма, который глубоко тронул меняются наши мысли чувства, да и мировоззрение тоже меняется после прочтения книг или прохождения сложной жизненной стрессовой ситуации. «Перемен, мы ждем перемен…»

За личной консультацией вы может обратится ко мне по WhatsApp 8(909)633-03-74
Много полезной информации в моем телеграмме https://t.me/FilonenkoSvetlana
Made on
Tilda